Основы предпринимательства (направление "Менеджмент")
Дисциплина входит в цикл профессиональных дисциплин.
Учебный курс "Основы предпринимательства" является базовым курсом кафедры и читается студентам II курса экономического факультета МГУ, обучающихся по направлению "Менеджмент".
Авторы и ведущие лекторы курса: к.э.н., доц. Федорова Ф.Ш., к.э.н., доц. Шахова М.С., к.э.н., доц. Груздева Е.В.
Курс дает целостное представление о фирме как основном субъекте предпринимательской деятельности, ее целях, функциях, структуре и ресурсах и т.д. В курсе даются знания и развиваются навыки студентов по постановке целей, задач и организации предпринимательства, моделированию и самостоятельному принятию эффективных управленческих решений.
Методически курс обеспечен практическим пособием для менеджмента «Основы предпринимательства» (выпущено в 2010 г.). Практическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по тематике учебного курса «Основы предпринимательства» для студентов экономического факультета МГУ, обучающихся по специальности «Менеджмент». В пособии рассматриваются теоретические аспекты предпринимательства, а также их адаптация к российской практике ведения бизнеса. В связи с этим предпринимательство представлено как социальное явление (основные понятия и характеристики, история развития предпринимательства) и как процесс (реализация предпринимательского проекта, бизнес-планирование, привлечение и использование ресурсов). Целью занятий является закрепление и углубление лекционного материала и знаний, полученных из литературных источников, в процессе обсуждения предлагаемых проблем, рассмотрения конкретных ситуаций, решения задач и ответов на контрольные вопросы.
Для проведения занятий по каждой теме предлагаются следующие учебно-методические материалы: вопросы для обсуждения, материалы для предварительного изучения перед началом занятия (семинара), задачи, ранжированные по уровню сложности (звездочкой отмечены задания повышенной сложности), упражнения, тесты, кейсы, составленные с использованием корпоративной отчетности российских и зарубежных компаний, практические ситуации, использующие различные бизнес-модели предпринимательской деятельности, контрольные вопросы для проверки знаний, списки используемой и рекомендуемой литературы, а также интернет - источники по тематике семинара. Полную версию дополнительных учебно-методических материалов студенты могут получить на интернет-ресурсе программ дистанционного обучения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова www.on.econ.msu.ru.
Структура дисциплины
1. Сущность и характер современного предпринимательства.
2. Формы и виды предпринимательской деятельности.
3. Внешняя среда. Модель фирмы.
4. Маркетинг как инструмент предпринимательской деятельности .
5. Экономические ресурсы предпринимательской деятельности. Основные и оборотные средства.
6. Экономические ресурсы предпринимательской деятельности. Нематериальные активы.
7. Персонал как важнейший ресурс эффективного бизнеса.
8. Расходы и себестоимость продукции.
9. Финансовые результаты предпринимательской деятельности.
10. Налогообложение предпринимательской деятельности.
11. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности.
12. Факторы успеха в бизнесе.
13. Интернет-продвижение товаров и услуг.
14. Инновационное предпринимательство.
15. Итоги курса.