Направления научных исследований
Прикладные исследования
- Оказание услуг по формированию и реализации систем долгосрочного стратегического прогнозирования и мониторинга Компании (с учетом потенциала выхода на новые рынки / вывода новых технологических продуктов).
- Формирование системы технологических дорожных карт для продуктовых групп в сфере технологического производства (с привлечением экспертов с естественных факультетов МГУ).
- Построение прогнозов рынков продуктов и технологий на долго-, средне- и краткосрочную перспективу (оценка рынка и прогноз динамики его развития, анализ драйверов развития рынка, анализ текущих/потенциальных конкурентов и альтернативных решений, готовящихся к выходу на рынок / существующих на рынке).
- Разработка методологии и инструментария выбора приоритетов инновационного развития компании / производственного комплекса с учетом потенциальных рисков (конкурентные, институциональные, социальные), а также с учетом научного потенциала по поддержке данной технологии на выбранном рынке (в случае передачи лицензии на производство локальной компании).
- Разработка методических рекомендаций по выбору отраслевых критических технологий (с привлечением экспертов с естественных факультетов МГУ).
- Применение Форсайта и дорожных карт в качестве инструментов разработки инновационных стратегий компаний, выходящих на новые рынки / выводящих новые продукты.
Последние десять лет научные интересы кафедры находятся в сфере разработки проблем инновационного предпринимательства. В настоящее время сотрудники кафедры разрабатывают тему – «Российская фирма в национальной инновационной системе». В рамках данной темы проводятся исследования по ряду направлений:
• эффективное взаимодействие науки, бизнеса и государства в национальной инновационной системе РФ;
• современные бизнес-модели инновационной компании;
• инновационный потенциал информационных технологий;
• формирование инновационных стратегий компаний в глобальной экономике;
• развитие предпринимательских университетов в России.
Научные интересы сотрудников кафедры достаточно разнообразны, что дает возможность кафедре реализовывать проекты по всем этим тематикам:
• Концептуальные основы трансформации государственной политики в области инновационного развития России, новая роль университетов в экономике, основанной на знаниях: международный опыт и новые тенденции в России, проблемы формирования и развития инновационной среды в научно-образовательной сфере.
• Инновационные возможности информационных технологий. Роль ИТ в реорганизации компании. Краудсорсинг в бизнес-процессах компании. «Облачные» сервисы в современном бизнесе.
• Экономическая динамика, конкурентная динамика, стратегические инновации, стратегический менеджмент (корпоративная и международная стратегия и бизнес-стратегия), внедрение стратегии, стратегический маркетинг, управление изменениями как внедрение стратегии, системная динамика и применение теории динамических систем к экономическим и социальным системам.
• Особенности формирования персонала инновационного предприятия, современные формы и методы развития лидерского потенциала сотрудников инновационного предприятия, формы и системы повышения эффективности труда персонала в инновационных предприятиях, управление затратами на персонал в инновационном бизнесе. Система грейдов, оценка персонала инновационного предприятия.
• Формирование и эволюция национальных инновационных систем. Развитие национальных инновационных систем в соответствии с концепцией «тройной спирали». Зарубежный опыт формирования национальных инновационных систем. Концепция открытых инноваций и новые организационные формы реализации инноваций. Формы малого инновационного предпринимательства. Организационное развитие компании как фактор адаптации к вызовам новой экономики. Эволюция организационных структур управления предприятием под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Бизнес-план как обоснование инновационного проекта.
• Свободные экономические зоны как механизм стимулирования предпринимательской деятельности, Оценка инвестиционной привлекательности инновационной компании на основе ее финансовой отчетности, Влияние нематериальных активов на оценку стоимости компаний, Налоговая оптимизация: баланс рисов и выгод компании, Особенности налогообложения инновационных компаний, Использование возможностей международного налогового планирования при разработке системы налоговой оптимизации инновационной компании.
• Стратегии и программы инновационного развития компании. Корпоративные R&D центры. Эффективные центры коммерциализации.
• Управление финансами инновационной компании. Оценка эффективности инновационного проекта, Способы финансирования инновационной компании, Бизнес-планирование инновационного проекта, Риски инновационного проекта
• Венчурное инвестирование инновационного проекта, бизнес-модели развития инновационной компании, финансовое управление в инновационной компании, организация и основы управления финансовой деятельностью инновационной компании, этапы и источники финансирования новых предприятий, финансирование компании с помощью бизнес-ангелов, особенности венчурного финансирования, определяемые структурой венчурных инвестиционных фондов.
• Выведение на рынок инновационных продуктов, развитие стартапов в Интернете, маркетинговые исследования рынков инновационных продуктов, бизнес-модели компаний в Интернете.
• Франчайзинг как способ распространения инноваций, перспективы применения франчайзинга в инновационной сфере.
• Нефинансовые показатели компании, брендинг инноваций, персональный брендинг в В2В сфере, оценка экономической эффективности управленческих и HRM инноваций.
• Взаимодействие университетов и бизнеса, университетские малые инновационные компании, управление интеллектуальной собственностью инновационной компании.
• Молодежное предпринимательство, инфраструктура поддержки предпринимательства в России и в мире, формирование и управление командой инновационной компании, инновации в телекоммуникационной отрасли.