Направления научных исследований

Прикладные исследования

Продукт НИР №1: Помощь в разработке стратегии выхода Компании на новые рынки.
 
Описание предлагаемых исследований:
 
Помощь в выработке стратегии развития компании при выходе на новые рынки, включая сопровождение в выборе рынка; помощь в выводе нового технологического продукта на рынок, включая выбор «правильного» продукта и разработку стратегии вывода его на выбранный рынок.
 
Предполагаемые темы исследований:
 
  • Оказание услуг по формированию и реализации систем долгосрочного стратегического прогнозирования и мониторинга Компании (с учетом потенциала выхода на новые рынки / вывода новых технологических продуктов).
  • Формирование системы технологических дорожных карт для продуктовых групп в сфере технологического производства  (с привлечением экспертов с естественных факультетов МГУ).
  • Построение прогнозов рынков продуктов и технологий на долго-, средне- и краткосрочную перспективу  (оценка рынка и прогноз динамики его развития, анализ драйверов развития рынка, анализ текущих/потенциальных конкурентов и альтернативных решений, готовящихся к выходу на рынок / существующих на рынке).
  • Разработка методологии и инструментария выбора приоритетов инновационного развития компании / производственного комплекса с учетом потенциальных рисков (конкурентные, институциональные, социальные), а также с учетом научного потенциала по поддержке данной технологии на выбранном рынке (в случае передачи лицензии на производство локальной компании).
  • Разработка методических рекомендаций по выбору отраслевых критических технологий (с привлечением экспертов с естественных факультетов МГУ).
  • Применение Форсайта и дорожных карт в качестве инструментов разработки инновационных стратегий компаний, выходящих на новые рынки / выводящих новые продукты.
 
Продукт НИР №2: Помощь в разработке стратегии по взаимодействию крупных промышленных холдингов, госкорпораций, ВУЗов, НИИ, малого и среднего бизнеса на базе принципа «открытые инновации» при поддержке государственных институтов развития.
 
Описание предлагаемых исследований 
 
Помощь в разработке стратегии по стимулированию развития инновационной среды и научно-технологического предпринимательства (малый и средний бизнес, основанный в том числе на научных разработках, созданных в технологических долинах при ВУЗах / НИИ / КБ), включая вопросы поддержки развития промышленных кластеров на основе сетевого взаимодействия и принципе «открытых инноваций»
 
Предполагаемые темы исследований:
 
Выявление факторов эффективности и мотивы инновационной деятельности российских промышленных предприятий (госкорпорации, промышленные холдинги, промышленные кластеры).
 
Разработка стратегии развития технологических долин при ВУЗе (выстраивание взаимодействия между промышленными структурами и наукой в ВУЗе / поддержка создания малого и среднего научно-технологического предпринимательства).
 
Разработка рекомендаций по эффективному взаимодействию местных малых и средних предприятий, научных учреждений, институтов, государственных органов, инвесторов, общественных организаций.
 
Разработка рекомендаций по поддержке институтами развития  формирования и успешного развития кластеров в регионах.
 
Разработка сценариев оптимального размещения элементов промышленных кластеров (научно-техническая поддержка, мелкосерийное производство, массовое производство) с учетом национальных и региональных приоритетов научно-технологического и инновационного развития.
 
Разработка сценариев стратегии продвижения РИД (результатов интеллектуальной деятельности), созданной при ВУЗе (например, технологические долины, технопарки, инкубаторы и т.д.) / Научном центре :
– лицензионная модель (поиск стратегического партнера и продажа ему лицензии)
– мелкосерийное производство на территории технологической долины ВУЗа / Научном центре + лицензионная модель (продажа лицензии производителю)
– научные разработки и мелкосерийное производство на территории технологической долины ВУЗа / Научном центре + промышленное производство (на территории РФ / за рубежом) при научной поддержке ВУЗа / Научного центра.
 
Продукт НИР №3: Исследования, посвященные оценке глобальных трендов развития сферы науки и технологий, сопоставлению и оценке эффективности мер научно-технической политики, реализуемых в РФ и ведущих индустриально развитых странах, прогнозированию развития науки и технологий
 
Описание предлагаемых исследований:

При поддержке естественнонаучных факультетов МГУ разработка сценариев развития приоритетных направлений науки, технологий и техники в РФ / мире (метод Форсайт, дорожные карты), выявление перечня критических технологий, потенциального спроса на инновационные, в т.ч. высокотехнологические, продукты (услуги)
 
Предполагаемые темы исследований (при поддержке естественнонаучных факультетов МГУ):
 
Разработка сценариев и построение прогнозов влияния развития науки, технологий на структурные сдвиги в экономике и темпы ее роста (в РФ / в мире).
 
Подготовка практических рекомендаций по применению методологии Форсайт для решения задач инновационного развития на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях.
 
Применение методов Форсайта для выявления приоритетов технологического развития отдельных направлений науки (запрос на экспертизу от венчурных фондов / промышленных кластеров / промышленных холдингов).
 
Разработка интегрированных методов и инструменты исследования науки и технологии и формирования научно-технологической политики (включая методологию Форсайта, количественные методы исследования науки и технологии и специфические политические инструменты)
 
Проведение мониторинга и оценка научно-технологической и инновационной политики в рамках РФ / мира (включая глобальные тренды, определение приоритетов и формирование набора политических инструментов, оценку научно-технологической и инновационной политики)
 
Разработка методологии и инструментария долгосрочного стратегического прогнозирования научно-технологического и инновационного развития.
 
Разработка прогноза на долгосрочную перспективу (до 2030 года) по важнейшим направлениям научно-технологического развития в Российской Федерации:
– Новые материалы и энергоэффективность
– Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность
– Химия и нефтехимия (междисциплинарные проблемы нефтегазовой отрасли)
– Ядерные технологии
– Двойные технологии 
– Информационные технологии (в том числе телекоммуникационные технологии) и электроника
– Производство летательных и космических аппаратов, судостроение

 

Последние десять лет научные интересы кафедры находятся в сфере разработки проблем инновационного предпринимательства. В настоящее время сотрудники кафедры разрабатывают тему – «Российская фирма в национальной инновационной системе». В рамках данной темы проводятся исследования по ряду направлений:
• эффективное взаимодействие науки, бизнеса и государства в национальной инновационной системе РФ;
• современные бизнес-модели инновационной компании;
• инновационный потенциал информационных технологий;
• формирование инновационных стратегий компаний в глобальной экономике;
• развитие предпринимательских университетов в России.

Научные интересы сотрудников кафедры достаточно разнообразны, что дает возможность кафедре реализовывать проекты по всем этим тематикам:
• Концептуальные основы трансформации государственной политики в области инновационного развития России, новая роль университетов в экономике, основанной на знаниях: международный опыт и новые тенденции в России, проблемы формирования и развития инновационной среды в научно-образовательной сфере.
Инновационные возможности информационных технологий. Роль ИТ в реорганизации компании. Краудсорсинг в бизнес-процессах компании. «Облачные» сервисы в современном бизнесе.
Экономическая динамика, конкурентная динамика, стратегические инновации, стратегический менеджмент (корпоративная и международная стратегия и бизнес-стратегия), внедрение стратегии, стратегический маркетинг, управление изменениями как внедрение стратегии, системная динамика и применение теории динамических систем к экономическим и социальным системам.
Особенности формирования персонала инновационного предприятия, современные формы и методы развития лидерского потенциала сотрудников инновационного предприятия, формы и системы повышения эффективности труда персонала в инновационных предприятиях, управление затратами на персонал в инновационном бизнесе. Система грейдов, оценка персонала инновационного предприятия.

•Команда инновационного проекта и её трансформация в контексте динамики развития инновационного бизнеса.

• Формирование и эволюция национальных инновационных систем. Развитие национальных инновационных систем в соответствии с концепцией «тройной спирали». Зарубежный опыт формирования национальных инновационных систем. Концепция открытых инноваций и новые организационные формы реализации инноваций. Формы малого инновационного предпринимательства. Организационное развитие компании как фактор адаптации к вызовам новой экономики. Эволюция организационных структур управления предприятием под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Бизнес-план как обоснование инновационного проекта.
• Свободные экономические зоны как механизм стимулирования предпринимательской деятельности, Оценка инвестиционной привлекательности инновационной компании на основе ее финансовой отчетности, Влияние нематериальных активов на оценку стоимости компаний, Налоговая оптимизация: баланс рисов и выгод компании, Особенности налогообложения инновационных компаний, Использование возможностей международного налогового планирования при разработке системы налоговой оптимизации инновационной компании.
• Стратегии и программы инновационного развития компании. Корпоративные R&D центры. Эффективные центры коммерциализации.
• Управление финансами инновационной компании. Оценка эффективности инновационного проекта, Способы финансирования инновационной компании, Бизнес-планирование инновационного проекта, Риски инновационного проекта
• Венчурное инвестирование инновационного проекта, бизнес-модели развития инновационной компании, финансовое управление в инновационной компании, организация и основы управления финансовой деятельностью инновационной компании, этапы и источники финансирования новых предприятий, финансирование компании с помощью бизнес-ангелов, особенности венчурного финансирования, определяемые структурой венчурных инвестиционных фондов.
• Выведение на рынок инновационных продуктов, развитие стартапов в Интернете, маркетинговые исследования рынков инновационных продуктов, бизнес-модели компаний в Интернете.
• Франчайзинг как способ распространения инноваций, перспективы применения франчайзинга в инновационной сфере.
• Нефинансовые показатели компании, брендинг инноваций, персональный брендинг в В2В сфере, оценка экономической эффективности управленческих и HRM инноваций.
• Взаимодействие университетов и бизнеса, университетские малые инновационные компании, управление интеллектуальной собственностью инновационной компании.
• Молодежное предпринимательство, инфраструктура поддержки предпринимательства в России и в мире, формирование и управление командой инновационной компании, инновации в телекоммуникационной отрасли.