Основные учебные и научные достижения

На протяжении почти полувекового периода центральное место в жизни кафедры занимали вопросы экономики промышленности - и как науки, и как учебной дисциплины. Особенность и определенная сложность развития экономики промышленности как научно-учебной дисциплины состояла в том, что ее предмет находился в прямой зависимости от промышленной политики государства того времени, определявшей в централизованном порядке задачи, тенденции и направления развития промышленного производства, в том числе и научных исследований в данной сфере. Это требовало от коллектива кафедры не только глубоких теоретико-мето­дологических и прикладных знаний в данной области, но и умения гибко и адекватно реагировать на любые изменения государственной политики в сфе­ре промышленности. Более того, кафедра оказывала определенное влияние на формирование промышленной политики государства, непосредственно уча­ствуя в подготовке и реализации многих экономических реформ и иных круп­ных преобразованиях в промышленности.

На каждом конкретно-историческом этапе коллектив кафедры, учитывая специфику и особенности того или иного периода, стремился к умелому и оп­тимальному сочетанию общетеоретического обучения студенчества основам экономики промышленности и практики хозяйствования. Обогащая учебные дисциплины наиболее актуальными для того периода научно-практическими проблемами и насыщая их новым содержанием, кафедра вносила весомый вклад в развитие предмета и объекта исследования по экономике промышлен­ности, совершенствование основных лекционных курсов и системы спецкур­сов и формирование новых научных направлений.

 В начале 1960-х гг. кафедра успешно осуществляла учебный процесс и активно участвовала в разработке концепции и рабочих материалов по пред­стоявшей реформе 1965 г. в промышленности. Под редакцией заведующего кафедрой Б.С. Геращенко были подготовлены и вышли в свет два издания учебника 'Экономика социалистической промышленности' (1957, 1961), ряд учебно-методических материалов для семинарских занятий. Для руководства страны были подготовлены предложения и рекомендации по проведению эко­номической реформы. Глубина и масштабность реформы были столь гранди­озны, что потребовали многолетних усилий всего экономического научного сообщества. Эти обстоятельства во многом предопределили будущее кафедры.

С середины 1960-х до начала 1970-х гг. кафедра под руководством А.Г. Омаровского принимала непосредственное участие в подготовке и реализации экономической реформы 1965 г., которая оказала большое влияние на развитие учебной дисциплины 'Экономика промышленности', внесла существенные изменения в учебно-педагогическую и научную сферы деятельности коллек­тива кафедры. Впервые в МГУ под редакцией А.Г. Омаровского было издано кафедральное учебное пособие 'Экономика социалистической промышленно­сти' (1971). Важной вехой в развитии кафедры того периода явились разработ­ка программы нового курса 'Экономика социалистического предприятия' и подготовка к изданию первого учебного пособия по этой дисциплине. Под воздействием новых идей хозяйственной реформы претерпели каче­ственные структурные изменения как основные лекционные курсы, так и сис­тема спецкурсов. К числу наиболее актуальных спецкурсов того периода отно­сятся: 'Экономические проблемы размещения промышленности' (профессор Н.В. Пробст); 'Экономические проблемы научно-технического прогресса' (про­фессор К.И. Клименко); 'Экономическая эффективность использования ос­новных промышленно-производственных фондов' (доцент Л.Е. Бабашкин); 'Управление промышленным предприятием в новых условиях планирования и стимулирования' (доцент Г.И. Самборский); 'Научная организация груда' (доцент Ю.Н.Дубровский); 'Себестоимость продукции' (доцент Б.А.Соболев). Ценность спецкурсов состояла в том, что они помогали студентам освоить глубокие перемены в фундаментальных экономических категориях, привне­сенные духом 'косыгинской' реформы. Результаты научных исследований, проводившихся в этот период на ка­федре в области экономического стимулирования и внедрения новой техники в промышленности, нашли отражение в известных монографиях Г.А. Егиазаря-на 'Материальное стимулирование за новую технику' (1964) и 'Эффективность квалифицированного труда' (1968) (в соавторстве с профессором В.А. Жа-миным).

Период 1970-80-х гг. (заведующий кафедрой - профессор Г.А. Егиазарян) тесно связан с преобразованиями в промышленности и переходом к эко­номическим методам хозяйствования (использование таких экономических рычагов, как прибыль, цена, рентабельность, кредит, участие в распределении прибыли через фонды экономического стимулирования, повышение самостоя­тельности предприятий; создание системы экономической и материальной за­интересованности трудовых коллективов в конечных результатах работы пред­приятий). Изучение кафедрой этих проблем нашло свое выражение прежде всего в пересмотре программ учебных курсов, приведении их в соответствие с теми кардинальными изменениями, которые происходили в сфере управле­ния промышленностью, подготовке и издании учебной, учебно-методической и научной литературы, отражающей специфику исторического этапа. В этот период появились первые кафедральные учебники по курсу эконо­мики промышленности, получившие всесоюзное признание. С большим инте­ресом руководителями промышленных предприятий и экономическим сооб­ществом был встречен оригинальный труд 'Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия)', который переиздавался огромными тиражами. Наряду с учебным процессом работа преподавателей и научных сотрудников кафедры всегда была неразрывно связана с научно-исследовательской деятель­ностью.

Особенность проводимых сотрудниками кафедры научно-исследова­тельских работ определялась спецификой 1970-80-х гг. - временем широких хозяйственных реформ в промышленности, поэтому спектр научных исследо­ваний был чрезвычайно разнообразен: от исследования форм общественной организации производства и степени централизации планового управления до определения соотношения плановых и хозрасчетных рычагов и критериев эф­фективности научно-технического прогресса. Углубленным предметом иссле­дования являлись основные производственные фонды и оборотные средства промышленности, научно-технический прогресс в промышленности, планиро­вание производства промышленной продукции, организация материально-тех­нического снабжения, себестоимость, цены и финансы промышленности, организация управления промышленностью, кадры, труд и заработная плата, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование в промышленности. В ходе бюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ ка­федра участвовала в подготовке и проведении ряда отраслевых экономических экспериментов, в рамках которых осуществлялась апробация новых элементов хозяйственного механизма в ведущих отраслях промышленности страны.

 

Так, в 1976 г. кафедра возглавляла экономический эксперимент в электротехничес­кой промышленности по комплексному управлению научно-техническим про­грессом на уровне отрасли. Второй крупный экономический эксперимент был проведен в Министерстве приборостроения средств автоматизации и систем управления СССР. Впервые на уровне отрасли была сделана попытка построе­ния комплексной отраслевой системы управления, введен нормативно-доле­вой метод распределения прибыли, а также апробирована отраслевая система стимулирования технического прогресса.

Новый этап в развитии научных исследований на кафедре был обусловлен принятым 12 июля 1979 г. постановлением СМ СССР 'Об улучшении плани­рования, усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эф­фективности производства и качество работы', которое базировалось на ре­зультатах проведенных экономических экспериментов по совершенствованию хозяйственного механизма и прежде всего экономических методов управления промышленным производством.Обобщение результатов научных исследований и их практическая реализа­ция на отраслевом уровне нашли свое отражение в крупных всесоюзных науч­но-практических конференциях, проведенных кафедрой в 1970-е гг.: 'Совер­шенствование системы хозяйственного расчета в отраслях промышленности' (1975); 'Проблемы комплексного совершенствования управления, планирова­ния, финансирования и экономического стимулирования в отраслях промыш­ленности' (1978).


В связи с этим приоритетными научными на­правлениями в деятельности кафедры являлись: всестороннее изучение хозяй­ственной практики и обобщение накопленного промышленными отраслями опыта совершенствования отраслевого управления; обоснование системы ме­роприятий, обеспечивающих успешный перевод отраслей на новые условия хозяйствования; внедрение новой системы планирования и экономического стимулирования в деятельность промышленных министерств; исследование проблем научно-технического прогресса и внедрения новой техники на пред­приятиях и др. По результатам научных исследований нового этапа совершенствования хозяйственного механизма кафедрой традиционно были проведены всесоюз­ные научно-практические конференции: 'Совершенствование хозяйственного механизма в отраслях промышленности' (1982) и 'Совершенствование хозяй­ственного механизма в условиях расширения экономической самостоятельности производственных объединений (предприятий)' (1986).

 Особенно насыщенной в научном плане была вторая половина 1980-х гг. С 1987 г. заведующий кафедрой ГА. Егиазарян был включен в состав Комис­сии по совершенствованию хозяйственного механизма при Госплане СССР, которая руководила крупномасштабным экономическим экспериментом по переводу ряда отраслей на новую модель хозяйствования. Впервые в отече­ственной науке им была предложена финансовая модификация второй модели хозяйственного расчета, ставшая методологической основой зарождавшегося в те годы рыночно-ориентированного бизнеса. К работе в этом направлении были подключены многие сотрудники и аспиранты кафедры и кафедральной лаборатории, которыми были подготовлены научные доклады для Комиссии.

Теоретические исследования и научные разработки, отражающие особен­ности и специфику этого периода, нашли реализацию в монографиях, сборни­ках, статьях преподавателей и научных сотрудников кафедры 1970-80-х гг. Среди кафедральных научных работ этого периода следует отметить сбор­ник научных трудов коллектива кафедры под редакцией А.Г. Омаровского и Г.А. Егиазаряна 'Проблемы совершенствования системы хозяйственного руко­водства социалистическими предприятиями и объединениями' (1973), в кото­ром дан анализ создания системы производственных объединений в промыш­ленности на основе перехода к двух- и трехзвенной системе управления. Обобщению ключевых проблем новой системы экономического стимули­рования в ходе экономических экспериментов была посвящена монография Г.А. Егиазаряна 'Материальное стимулирование роста эффективности про­мышленного производства' (1976).

 В начале 1990-х гг. кафедра экономики промышленности вступила в один из наиболее сложных этапов своего развития. В условиях становления рыноч­ных отношений, когда центр экономической деятельности перемещается к ос­новному звену всей экономики - предприятию, кафедра объективно встала перед необходимостью изменения объекта изучения и предмета исследования как на уровне преподавания учебных дисциплин, так и на уровне научных разработок. Руководством кафедры было принято принципиальное решение об изме­нении объекта исследования - осуществлен переход от 'отраслевого' принципа изучения экономики к изучению предпринимательских структур как субъек­тов рыночной экономики и формированию представлений о конкретном ме­ханизме функционирования бизнеса, что и было закреплено в новом названии кафедры.Проведение кафедрой научно-исследовательских работ совместно с други­ми научными структурами позволило существенно обогатить учебный про­цесс, привлечь студентов и аспирантов к конкретной научной и практической деятельности, организовать ознакомительную и преддипломную практику сту­дентов на предприятиях и в организациях ведущих отраслей промышленности и в отраслевых научно-исследовательских институтах (ЗИЛ, ПО 'Манометр', МНТК 'Лазер' и др.). Результатом высокой эффективности научных исследова­ний явился и качественно новый цикл спецкурсов, посвященный различным аспектам совершенствования хозяйственного механизма в промышленности. Несомненно, успешное развитие учебного процесса на кафедре в эти годы - заслуга заместителя заведующего кафедрой по учебной работе доцента Л.А. Губ­киной, которая бессменно возглавляла этот участок в 1972-1990 гг.


 В то же время крайне низкий уровень финансирования промышленного производства обусловил почти полную невостребованность практикой науч­ных исследований, проводимых вузовской наукой. Кафедральная лаборатория проблем хозрасчета и экономического стимулирования, уже не отвечавшая новым требованиям и тенденциям ни по своей теоретико-методологической направленности, ни по возможностям реализации научных разработок, прак­тически исчерпала свои возможности. В этот период коллектив кафедры приступил к разработке теоретических основ механизма перехода к рынку посредством создания и развития предпри­нимательского сектора экономики, становления и развития малых и средних предприятий.

  Для активизации процесса освоения новых научных и учебных направлений кафедры под руководством Г.А, Егиазаряна в 1990 г. был создан Международный центр развития малых предприятий. Основными направле­ниями деятельности центра стали: содействие укреплению всех форм делового и научно-технического сотрудничества между российскими и зарубежными организациями, разработка и практическая реализация различных образова­тельных, консалтинговых, просветительских программ и мероприятий, оказа­ние действенной поддержки по повышению эффективности работы малых и средних предприятий. Научная деятельность кафедры начала 1990-х гг. проявилась прежде всего в проведении совместно с ГКНТ СССР, АНХ при СМ СССР и ВЭО СССР Всесоюзной научной конференции 'Теория и практика перестройки хозяй­ственного механизма' (1990) и в научных публикациях по результатам инициа­тивных научных исследований отдельных преподавателей и научных сотруд­ников кафедры.

 Происходившие в экономике страны изменения, а также реализация на экономическом факультете МГУ повой двухуровневой модели подготовки спе­циалистов потребовала от кафедры определения своего места в структуре нового учебного плана, в системе принципиально новых учебных дисциплин, и в 1992-1994 гг. разрабатывается новый учебный курс 'Экономика предприятия и предпринимательство', а также ряд спецкурсов, посвященных актуальным вопросам развития хозяйственной деятельности предприятий в переходный период. Однако дальнейшая работа по формированию концепции обучения по но­вому учебному направлению, поиску подлинного предмета кафедрального учебного курса и разработке соответствующих программ была приостановлена в связи с трагической гибелью заведующего кафедрой, профессора Г.А. Егиазаряна в январе 1995 г. С 1995 г. (заведующая кафедрой - Н.П. Иващенко) начался новый этап в истории развития кафедры, связанный с определением места кафедры в новой структуре обучения на экономическом факультете МГУ, разработкой учебных программ по новым кафедральным учебным дисциплинам, формированием систем специализации в бакалавриате и магистратуре и определением новых научно-исследовательских направлений в деятельности коллектива кафедры.

Двухступенчатая модель подготовки обусловила переориентацию кафедры на разработку новых учебных курсов, соответствующих стратегическим целям обучения на экономическом факультете в целом. В соответствии с новыми учебными планами факультета с 1995 г. основными учебными дисциплинами кафедры экономики предприятия и основ предпринимательства являются:
  •   'Экономика фирмы' (на двух уровнях - в бакалавриате и магистратуре);
  •   'Основы предпринимательства' (бакалавриат, направление 'менеджмент');
  •   'Организация производства' (магистратура).

В 1995 г. кафедра занималась разработкой темы "Стратегическое развитие и экономическое поведение фирмы". Данная работа имела свое продолжение. В В соответствии с планом научных исследований кафедра работала над темой "Реструктуризация промышленных предприятий в условиях формирования рыночной экономики" (1998).  В 1999-2000 г кафедра работала над общей научной проблемой "Становление и развитие фирм в переходной экономике".

Сегодня кафедра переживает новый этап - этап качественной трансфор­мации учебных курсов, доведения их до мировых образовательных стандартов и увязки всех кафедральных дисциплин в единую образовательную логику.