Основы предпринимательства (направление "Экономика")

Дисциплина входит в цикл профессиональных дисциплин.

Учебный курс "Основы предпринимательства" является базовым курсом кафедры и читается студентам  II курса экономического факультета МГУ, обучающимся на вечернем отделении по направлению "Экономика".

Автор и лектор курса: к.э.н., доц. Ахмадеев П.Ф.


Курс дает целостное представление о фирме как основном субъекте предпринимательской  деятельности, ее целях, функциях, структуре и ресурсах и т.д.   В курсе даются знания и развиваются навыки студентов по постановке целей, задач и организации предпринимательства, моделированию и самостоятельному принятию эффективных управленческих решений.

Методически курс обеспечен практическим пособием «Основы предпринимательства» (выпущено в 2010 г.)., предназначенным для проведения семинарских занятий по тематике одноименного учебного курса  для студентов экономического факультета МГУ, обучающихся по специальности «Экономика» на вечернем отделении. В пособии рассматриваются как теоретические аспекты предпринимательства, а так и вопросы, относящиеся к российской практике ведения бизнеса.  Предпринимательство рассматривается как социальное явление и основа современной рыночной экономики (базовые понятия и характеристики, история развития предпринимательства), и как процесс (привлечение ресурсов, организация процесса производства, реализация предпринимательского проекта, бизнес-планирование, оценка финансовых результатов). Целью занятий является закрепление и углубление лекционного материала и знаний, полученных из литературных источников, в процессе обсуждения предлагаемых проблем, рассмотрения конкретных ситуаций, решения задач и ответов на контрольные вопросы.
Для проведения занятий по каждой теме предлагаются следующие учебно-методические материалы: вопросы для обсуждения, материалы для предварительного изучения перед началом занятия (семинара), задачи, ранжированные по уровню сложности, упражнения, тесты, кейсы, практические ситуации, иллюстрирующие различные бизнес-модели предпринимательской деятельности,  контрольные вопросы для проверки знаний, списки используемой и рекомендуемой литературы, а также интернет - источники по тематике семинара.


Структура дисциплины
1.    Понятие предпринимательской деятельности и ее виды.
2.    Организационно-правовые формы коммерческих организаций РФ..
3.    Внешняя среда предпринимательской деятельности.
4.    Модель функционирования фирмы в изменяющейся внешней среде
5.    Маркетинг как инструмент предпринимательской деятельности .
5.    Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности: основные средства.
6.    Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности: оборотные средства и
       нематериальные активы.
7.    Персонал как важнейший ресурс эффективной предпринимательской деятельности.
8.    Расходы и себестоимость продукции.
9.    Финансовые результаты  и налогообложение предпринимательской деятельности.
10.  Бизнес-планирование предпринимательской деятельности.