Основы предпринимательства (направление "Экономика")
Дисциплина входит в цикл профессиональных дисциплин.
Учебный курс "Основы предпринимательства" является базовым курсом кафедры и читается студентам II курса экономического факультета МГУ, обучающимся на вечернем отделении по направлению "Экономика".
Автор и лектор курса: к.э.н., доц. Ахмадеев П.Ф.
Курс дает целостное представление о фирме как основном субъекте предпринимательской деятельности, ее целях, функциях, структуре и ресурсах и т.д. В курсе даются знания и развиваются навыки студентов по постановке целей, задач и организации предпринимательства, моделированию и самостоятельному принятию эффективных управленческих решений.
Методически курс обеспечен практическим пособием «Основы предпринимательства» (выпущено в 2010 г.)., предназначенным для проведения семинарских занятий по тематике одноименного учебного курса для студентов экономического факультета МГУ, обучающихся по специальности «Экономика» на вечернем отделении. В пособии рассматриваются как теоретические аспекты предпринимательства, а так и вопросы, относящиеся к российской практике ведения бизнеса. Предпринимательство рассматривается как социальное явление и основа современной рыночной экономики (базовые понятия и характеристики, история развития предпринимательства), и как процесс (привлечение ресурсов, организация процесса производства, реализация предпринимательского проекта, бизнес-планирование, оценка финансовых результатов). Целью занятий является закрепление и углубление лекционного материала и знаний, полученных из литературных источников, в процессе обсуждения предлагаемых проблем, рассмотрения конкретных ситуаций, решения задач и ответов на контрольные вопросы.
Для проведения занятий по каждой теме предлагаются следующие учебно-методические материалы: вопросы для обсуждения, материалы для предварительного изучения перед началом занятия (семинара), задачи, ранжированные по уровню сложности, упражнения, тесты, кейсы, практические ситуации, иллюстрирующие различные бизнес-модели предпринимательской деятельности, контрольные вопросы для проверки знаний, списки используемой и рекомендуемой литературы, а также интернет - источники по тематике семинара.
Структура дисциплины
1. Понятие предпринимательской деятельности и ее виды.
2. Организационно-правовые формы коммерческих организаций РФ..
3. Внешняя среда предпринимательской деятельности.
4. Модель функционирования фирмы в изменяющейся внешней среде
5. Маркетинг как инструмент предпринимательской деятельности .
5. Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности: основные средства.
6. Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности: оборотные средства и
нематериальные активы.
7. Персонал как важнейший ресурс эффективной предпринимательской деятельности.
8. Расходы и себестоимость продукции.
9. Финансовые результаты и налогообложение предпринимательской деятельности.
10. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности.