Основы предпринимательства (направление "Менеджмент")

Дисциплина входит в цикл профессиональных дисциплин.

Учебный курс "Основы предпринимательства" является базовым курсом кафедры и читается студентам  II курса экономического факультета МГУ, обучающихся по направлению "Менеджмент".

Авторы и ведущие лекторы курса: к.э.н., доц. Федорова Ф.Ш., к.э.н.,  доц. Шахова М.С.,  к.э.н., доц. Груздева Е.В. 

Курс дает целостное представление о фирме как основном субъекте предпринимательской  деятельности, ее целях, функциях, структуре и ресурсах и т.д.   В курсе даются знания и развиваются навыки студентов по постановке целей, задач и организации предпринимательства, моделированию и самостоятельному принятию эффективных управленческих решений.

Методически курс обеспечен практическим пособием для менеджмента «Основы предпринимательства» (выпущено в 2010 г.). Практическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по тематике учебного курса  «Основы предпринимательства» для студентов экономического факультета МГУ, обучающихся по специальности «Менеджмент». В пособии рассматриваются теоретические аспекты предпринимательства, а также их адаптация к российской практике ведения бизнеса.  В связи с этим предпринимательство представлено как социальное явление (основные понятия и характеристики, история развития предпринимательства) и как процесс (реализация предпринимательского проекта, бизнес-планирование, привлечение и использование ресурсов). Целью занятий является закрепление и углубление лекционного материала и знаний, полученных из литературных источников, в процессе обсуждения предлагаемых проблем, рассмотрения конкретных ситуаций, решения задач и ответов на контрольные вопросы.
Для проведения занятий по каждой теме предлагаются следующие учебно-методические материалы: вопросы для обсуждения, материалы для предварительного изучения перед началом занятия (семинара), задачи, ранжированные по уровню сложности (звездочкой отмечены задания повышенной сложности), упражнения, тесты, кейсы, составленные с использованием корпоративной отчетности российских и зарубежных компаний, практические ситуации, использующие различные бизнес-модели предпринимательской деятельности,  контрольные вопросы для проверки знаний, списки используемой и рекомендуемой литературы, а также интернет - источники по тематике семинара. Полную версию дополнительных учебно-методических материалов студенты могут получить на интернет-ресурсе программ дистанционного обучения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова www.on.econ.msu.ru.


Структура дисциплины
1.    Сущность и  характер современного предпринимательства.
2.    Формы и виды предпринимательской деятельности.
3.    Внешняя среда. Модель фирмы.
4.    Маркетинг как инструмент предпринимательской деятельности .
5.    Экономические ресурсы предпринимательской деятельности. Основные и оборотные средства.
6.    Экономические ресурсы предпринимательской деятельности. Нематериальные активы.
7.    Персонал как важнейший ресурс эффективного бизнеса.
8.    Расходы и себестоимость продукции.
9.    Финансовые результаты предпринимательской деятельности.
10.    Налогообложение предпринимательской деятельности.
11.    Бизнес-планирование предпринимательской деятельности.
12.    Факторы успеха в бизнесе.
13.    Интернет-продвижение товаров и услуг.
14.    Инновационное предпринимательство.
15.    Итоги курса.